Оформить покупку


История производства мебели в Санкт-Петербурге

29.11.2013

Мебельное производство в Санкт-Петербурге стало масштабно развиваться со второй половины девятнадцатого века. До этого была длительная история, которая сложилась еще при Петре I. В 1716 году по его Указу мебельные мастерские, работающие при Оружейной палате в Москве, были перенесены в Петербург. Император приглашал иностранных мастеров для обучения российских мебельщиков новым направлениям и стилям в мебели. Петру I нравился европейский «кабинетный стиль», поэтому российские умельцы отправлялись для приобретения навыков в Англию и Голландию.


В Санкт-Петербурге уже к этому моменту мебельщики имели определенную специализацию: «стульные» мастера, работавшие над созданием мебели для сидения, мастера корпусной мебели и т.д. Кстати, «стульные» мастера были приглашены в Санкт-Петербург из других российских городов (Каргополя, Вологды, Устюга). Все они были поселены на Охте, где основалась артель резчиков, создававших красивую, удобную и функциональную мебель для столицы. Мастера Носковы, к примеру, работающие в Охте, изготавливали мебель для Царского села.

Во времена правления императрицы Елизаветы мебельное производство Санкт-Петербурга стало развиваться самостоятельно без участия иностранных специалистов. Это объяснялось тем фактом, что французские и немецкие мебельщики не могли в полной мере удовлетворить запросы российской знати в поставках дорогой и качественной продукции. Поэтому и было принято решение о создании собственных мебельных предприятий в Санкт-Петербурге, которые обслуживали не только двор императрицы, но и высшие слои петербургского общества.

 

Генрих Гамбс – яркая личность в истории петербургского мебельного производства

Самый яркий пример в рассматриваемой сфере – это Генрих Гамбс, основавший фирму по производству комфортной, респектабельной и красивой мебели. Его предприятие просуществовало вплоть до 1870 года. К этому моменту в Петербурге уже функционировало много частных мебельных компаний, производящих неплохую по тем меркам продукцию. Но изделия Гамбса, а потом уже и его сыновей, до сих пор высоко ценятся любителями антиквариата.

 

Н.Ф. Свирский создал первое многопрофильное деревообрабатывающее производство в Санкт – Петербурге

Не менее выдающейся личностью в мебельном производстве был и Н.Ф. Свирский, являющийся владельцем самой крупной на тот момент столярной и паркетной фабрики, продукция которой не раз удостаивалась наград на международных и европейских выставках. Свирский считался высококлассным мастером, сумевшим во времена царской России организовать первое многопрофильное производство со штатом работников более чем двести человек.

На рубеже XVIIIXIX веков произошла смена стилей в декоре мебели, и как результат – изменение технологии производства. Позолота и покраска сменились использованием полировки с декорированием бронзовыми накладками. Мебель стали изготавливать из ценных пород древесины, в том числе из карельской березы. К середине девятнадцатого века становится популярной гнутая мебель, ставшая фактически «визитной карточкой» петербургских мастеров.

Начало двадцатого века вносит своим коррективы в материалы производства мебели – активно начинают использоваться серый клен, бук, ясень. В качестве отделки уже выступает не эмаль и лак, а матовая полировка. Уже в этот период многие фабрики в Петербурге были оснащены новейшим оборудованием.

Некоторые предприятия стали сотрудничать с европейскими мебельщиками, что также позволило создавать уникальные по тем временам изделия.



Мебель Гамбса была широко известна своим отменным вкусом и качеством[1]. Во многих литературных произведениях можно встретить её упоминания.

А. С. Пушкин в незаконченном отрывке «Мы проводили вечер на даче…» писал об одном из героев, что он дремал «в гамбсовых креслах».

И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети» усадил Павла Петровича Кирсанова в широкое гамбсовское кресло.

Знаменитые стулья из романа «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова вышли из мастерской братьев Гамбс[1].



Гамбс


Г. Гамбс. Бюро с пультом для письма стоя, музыкальным механизмом и бронзовой группой. 1795-1815. Эрмитаж.
Г. Гамбс. Бюро с пультом для письма стоя, музыкальным механизмом и бронзовой группой. 1795-1815. Эрмитаж.

Гамбс – династия мастеров мебели. Ее основателем стал Генрих Даниель Гамбс (1765-1831), который был одним из лучших и талантливейших учеников Д. Рентгена. Вместе со своим учителем он приехал в Россию и основал здесь собственную мастерскую под покровительством Великой княгини Марии Федоровны.

Со временем он стал поставщиком двора Его Императорского Величества. Мебель Гамбса украшала покои Екатерины II и Александра I. Почти 40 лет (с 1796 года) все ответственные работы для дворцов Петербурга выполнялись фирмой Г. Гамбса.

Г. Гамбс. Кресло, принадлежащее А.С.Пушкину. Музей-квартира поэта на Мойке, 12. Санкт-Петребург.
Г. Гамбс. Кресло, принадлежащее А.С.Пушкину. Музей-квартира поэта на Мойке, 12. Санкт-Петребург.

Гамбс считал себя не только мебельщиком, но и механиком. Применение этого таланта нашлось в разнообразных тайниках, оснащавших его бюро и секретеры; в свое время в них было укрыто немало драгоценностей. Высшим своим архитектурным и инженерным достижением Гамбс считал большое механическое бюро, совершенствовавшееся на протяжении 20 лет. Одной из самых эффектных особенностей этого бюро было кресло. Оно мгновенно появлялось из плоской выдвижной подставки.

Дело отца продолжили его дети Петр (1802-71), Эрнест (1805-49), Густав (1806-75) и внук, старший сын Петра – Генрих (1832-82).

В середине 19 в. фирма "Отто и Гамбс" получила почетное звание "Поставщик Двора Их Императорских Величеств и Высочеств".

Памятник Остапу Бендеру в Санкт-Петербурге.
Памятник Остапу Бендеру в Санкт-Петербурге.

Знаменитый стул Гамбса, отлитый из бронзы, украшает памятник главному герою романа "12 стульев" Остапу Бендеру, установленный в 2000 г. в Санкт-Петербурге на той самой Итальянской улице, где в 1836 г. был построен дом семьи Гамбсов.

Сегодня многие производители предлагают отдельные предметы и гарнитуры мягкой мебели, а также предметы корпусной мебели, стилизованные под работы мастеров династии Гамбс. Эта мебель (шкафы, тумбы, комоды, стулья, кресла), бесспорно, может создать элитную деловую обстановку кабинета или роскошную обстановкугостиной.


Придворный механик Генрих Гамбс.

Итак, знаменитый мастер Рентген из Нейвуда, потомственный краснодеревщик, мастерские которого поставляли мебель к королевским дворам Франции и Германии, а с некоторых пор и к пышному императорскому двору новой России, прибыл в Петербург с очередным транспортом мебели для столичной знати. В этот раз его сопровождал ученик, талантливый молодой мастер, которому суждено было сыграть важнейшую роль в истории русского мебельного искусства. Звали его Генрих Гамбс.

Перспективы мебельного рынка "Северной Пальмиры" были безграничны. Жить в долг считалось хорошим тоном, светская придворная суета обязывала соответствовать, и кредиты не считали. Для Гамбса, как и для многих его счастливых предшественников, это был шанс хорошо устроиться в жизни. А карьеру молодого человека в то время как, впрочем, и сейчас, могли составить две вещи: деньги и связи.
Что касается первого, Гамбс нашел инвестора в лице австрийского купца Ионафана Отта. На паях они основали мебельную фабрику у Калинкина моста. Назвали фабрику "Отт и Гамбс"





Бюро с пультом для письма стоя, музыкальным механизмом и бронзовой группой. 1795-1815. Генрих Гамбс. Эрмитаж.

А покровительство Генрих снискал при “малом дворе” Павла Петровича и Марии Федоровны. Супруга наследника особенно увлекалась механикой и декоративными искусствами, говорили, что она даже брала уроки мебельного мастерства у Гамбса, а Георг Кениг учил её резьбе по камню, а Леберехт – медальерному искусству…
Мария Федоровна заказала Гамбсу дамский письменный столик красного дерева с золоченой бронзой и расписным стеклом, а позже мастер исполнил для нее и ширму-экран, так же из красного дерева с бронзой.

Эти предметы получили одобрение Екатерины II, после чего фирма “Отт и Гамбс” подала записку её императорскому величеству с предложением меблировать комнаты Нового дворца великого князя Александра в Царском селе. Так же Гамбс предлагает услуги в качестве реставратора вещей своего учителя Рентгена в Эрмитаже. Императрица ответила согласием, и в последующие годы Гамбс стал крупнейшим поставщиком императорского и малого двора.

Почему же все-таки механик? Мебель Гамбса, подобно работам его знаменитого учителя Рентгена отличалась всякими хитроумными сюрпризами и механизмами, выдвижными потайными ящичками, встроенными музыкальными шкатулками и прочим. Недаром одно из сложных по конструкции бюро Рентгена Екатерина передала в Академию наук в качестве экспоната. Первые работы Гамбса были выполнены в лучших традициях Рентгена, но постепенно его влияние утрачивалось.

Одним из фирменных нововведений Гамбса было использование ”эгломизе”(eglomise), расписных вставок из стекла с амальгамой. Изобретена эта техника была во Франции, однако в Европе таким способом выполнялись лишь мелкие вставки для декоративных вещиц (табакерки, шкатулки), Гамбс же впервые применил ”эгломизе” при изготовлении бюро, столиков, часов и прочего.



столик по рисунку Воронихина для Павловского дворца. 1804 год.

Еще одной модной новинкой от Гамбса был так называемый стиль “Жакоб”. Эта мебель красного дерева с латунными накладками стала очень популярна в России. Она хорошо сочеталась, и не составляло труда создать законченный интерьер из различных предметов. Справедливости ради следует заметить, что и в этом начинании Гамбс продолжал дело своего великого учителя, всю жизнь он умело эксплуатировал стилистические находки, сделанные еще в Нейвуде.



Секретер 1800
Бюро с откидной столешницей,Начало 19 в
Бюро красного дерева с розетками. Генрих Гамбс. Между 1800-1810 гг.

Мастерская Гамбса выполняла заказы Екатерининского двора, потом обставляла дворцы Павла I и последующих правителей, создавала мебель по эскизам Бренны, Воронихина, прекрасные образцы русского ампира.
Атрибутируется фирме Г. Гамбса .начало 19 века.Эрмитаж.

Кроме того, Гамбсовская мебель, благодаря своему высокому качеству, пользовалась заслуженным уважением у состоятельных горожан, она считалась хорошим подарком, даже разыгрывалась в лотерее.


Приемная с мебелью Гамбса. Гатчинский дворец.1851

Генрих Гамбс умер в 1831 году, вероятно, что от холеры. Могила его не сохранилась.
Своим потомкам он оставил хорошее состояние, фабрику, несколько городских особняков и магазинов на Невском.
Дети: Петр, Эрнест и Густав продолжили его дело уже под вывеской: «Ebeniste-Mecanicien de la Cour Gambs a St. Petersburg». Кроме выпуска мебели, они занимались и реставрационными работами. За участие в восстановлении Зимнего дворца после пожара 1837 года, 130 сотрудников фирмы получили медали.

Стул в готическом стиле. Эрнест Гамбс. Вторая четверть 19 в

В 1860-х годах Гамбсы еще пытаются конкурировать с новыми промышленными мануфактурами. Они по-прежнему работают по рисункам архитекторов, но отсутствие четко выраженного стиля, новых конструктивных решений и вездесущий историзм, со всеми своими псевдо-псевдо делают свое черное дело. В Петербургском справочнике 1874 года упоминания о Гамбсе нет. Наступило время новых имен.

Автор текста: Гипатия Яковлева



Назад к списку новостей


Обращаем ваше внимание на то, что данный интернет-сайт носит исключительно информационный характер
и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 (2) Гражданского кодекса РФ.